“БЕСЕДЫ С МУДРЕЦОМ”. ИЗБРАННОЕ.
На стене висела причудливая картина, помещённая в простую бежевую рамку. И насколько скудным было это обрамление, настолько ярким выглядел на его фоне сам холст. С первого взгляда было сложно понять, что на нём изображено. Десятки глаз, сверкая блеском, скользили по картине с нескрываемым любопытством.
Это были два застывших во времени лица. Во всяком случае — два подобия человеческих лиц. Головы были созданы из спиралевидных линий, переплетающихся друг с другом. На линиях мелькали черты привычного человеческого облика: пряди волос, глаза, носы и губы. Казалось, кто-то нарочно сделал прорези в лицах, но зачем?
Одним лицом было лицо мужчины. Это без труда угадывалось по густым усам. Вторым — женское лицо с более пухлыми губами оттенка фуксии. Мужчина взирал прямо на женщину, тогда как её взгляд устремился куда-то вдаль, сквозь него.
Вокруг загадочных лиц в тёмном, почти чёрном воздухе витали цветные пузыри. Они проникали и внутрь пустотных голов, в которых не было ни мозга, ни иного наполнения.
Ученики рассматривали необычный экспонат очень скрупулёзно, стараясь не упустить ни малейшей детали. Им хотелось распознать замысел художника, но они отметали любые доводы, звучащие в их сознании, потому что не были уверены в их правильности. Когда сосредоточенность учеников достигла своего пика, в зал как раз вошёл Хранитель Знаний — всегда улыбчивый, спокойный, с проникновенным, мудрым взглядом. Едва Он ступил на порог, как сгусток напряжения, витавший возле картины, мгновенно рассеялся. Интерес к ней не угасал, но теперь ученики почувствовали, как внутри них воцарилось спокойствие и надежда на то, что скоро им откроется какая-то Великая тайна. Когда ученики, наконец, отошли от картины и расселись по местам, Хранитель встал в центр зала и, соединив в молитвенном жесте ладони, громко произнёс:
— Обратимся же с молитвой к Богу! О, Великая Божественная Сила! Даруй нам Знание, даруй нам свою Благодать. Веди нас по Пути Совершенства. И да будем мы готовы следовать за тобой до конца дней своих. АУМ! Да будет явлена Истина!
— АУМ! — так же громко повторили ученики и ощутили прилив Божественной энергии. Кровь текла по сосудам с новой силой, как и чудодейственная мантра, эхом растекающаяся по всему пространству.
После этой краткой молитвы, произнесённой с особым трепетом, раздался первый вопрос, обращённый к Хранителю и, конечно же, связанный со странной картиной, которая по-прежнему привлекала к себе взгляды учеников. Издалека лица мужчины и женщины совсем лишались человеческих черт. Казалось, что это просто две атласные ленты, обронённые каким-то портным и случайно принявшие в воздухе такие формы.
— Учитель, а что означает эта иллюстрация? — спросила невысокая девушка с маленьким, слегка вздёрнутым носом, указывая пальцем на объект всеобщего интереса.
— Это значит, Кристина, что у человека есть различные маски, роли, — спокойно ответил Хранитель, который ожидал такого вопроса. — Есть только оболочка, а внутри, как видите, ничего нет — пустота: одно позёрство, имитация, стремление подражать глупцам. Вот такая метафора человеческих ролей. Все эти роли нужно увидеть в себе и постараться высмеять каждую из них.
— Учитель, скажите, пожалуйста: если всё, что в нас видят другие люди — это роли, от которых нужно избавляться, а наша сущность на самом деле недоразвита, то что тогда представляет собой всё остальное пространство? — спросила женщина в бордовой кофте и с гранатовым браслетом на запястье, прекрасно дополняющим её образ. — И если внезапно избавиться от личностей и ролей, то в итоге получится вот такой недоразвитый человек?
Учитель несколько раз кивнул головой, выражая полное согласие с предположением ученицы:
— Да, Стелла, вот такой будет ребёнок. Гурджиев проводил опыт, который заключался в том, что у одного депутата, привыкшего вступать в жаркие споры о политике, отключили личность. После этого он совершенно изменился: стал сидеть и молчать, как-то странно смотреть на всех. Тогда его спросили насчёт того, что он думает о войне, а он ответил: «Я ничего об этом не знаю, и для меня эта тема не только неинтересна, но ещё и непонятна».
Учеников очень удивил такой ответ политика, но впереди их ожидало ещё большее удивление. Учитель продолжил:
— Тогда его спросили о другом, мол, а чего бы вы хотели, когда-то вы говорили о том, что хотите, чтобы ваша семья вас понимала. И что вы думаете? Лицо политика снова приняло недоумённое выражение. «Чего же вы хотите?» — во второй раз спросили у этого человека.
Учитель взглянул на аудиторию, как бы предлагая ей самостоятельно поразмышлять о том, каким мог быть ответ главного героя истории.
— Наверное, он сказал, что ничего не хочет? — неуверенно спросила Стелла, поднимая до предплечья браслет, который соскользнул с её тонкого запястья.
— Не совсем так, — озорно улыбнулся Хранитель. — Он посмотрел на стол, который стоял перед Ним, увидел чашку и сказал, что хочет малинового варенья. Такого ответа от него точно никто не ожидал. Поэтому, когда личность отключилась, всплыл вот такой недоразвитый ребёнок, не имеющий никаких социальных представлений, политических взглядов и прочих условностей. У него были примитивные, детские желания: он всего-навсего мечтал о малиновом варенье. Его сущность была недоразвитой.
— Тогда как нам обращаться со своей личностью? — спросила девушка с каштановыми волосами и маленькими золотыми серьгами-кольцами, украшающими её аккуратные уши.
— Сара, мы должны не уничтожить свою личность, а отстраниться от неё, сделать её просто средством общения, — мягко пояснил Хранитель, сопровождая свою речь плавными движениями рук. — Нужно с кем-то пообщаться? Включили какую-то личность и вступили в общение. А потом в душе посмеялись: «О, я опять сыграл какую-то нелепую роль, ха-ха-ха!» Посмеялись над этой ролью и не отождествляемся с ней. А то бывает совершенно наоборот: пообщались с кем-то, потом этот человек уходит, оставляя нас в комнате, а мы продолжаем с ним спорить, что-то доказываем ему, возражаем, пытаемся произвести на него какое-то впечатление. То есть человека давно уже нет поблизости, а личность мысленно продолжает действовать, играть свою роль. Вот это самое страшное. Значит, человек слился с ложной личностью, полностью отождествлён с ней.
— То есть, даже поссорившись с человеком, мы должны просто посмеяться потом над тем, как мы распылялись? — вновь спросила Сара, поправив локон волос, на котором играли янтарные блики.
— Ну конечно! Ушёл человек — всё, вы остались одни — сбросьте личность, как змея сбрасывает с себя отслужившую ей кожу, посмейтесь над ней, посмотрите на неё со стороны! Всё, что она делала и говорила — это очень смешно, забавно. Понимаете? И уже нет отождествления, игра роли не продолжается, когда никого нет рядом. Нет бессмысленных споров. Иногда человек себя не контролирует, начинает говорить вслух, желая кому-то что-то доказать, то есть личность продолжает работать. А кому он противостоит — воображаемому собеседнику? Это ведь глупо! Это значит, что человек запрограммировал себя, никак не может расстаться с ролью, которую он играл, а с ней нужно свободно прощаться. Потом наступит момент, когда вы сыграете вторую роль, и опять же растождествитесь с ней, посмеётесь, как будто после посещения весёлого спектакля. Одним словом, личность должна быть нашим инструментом для общения, а не хозяином, который нас полностью поработил.
Когда Хранитель замолчал на некоторое время, ученикам, обрадованным Его простым объяснением, одновременно стало неловко от того, что они имели такую привычку: подолгу ворчать, не в силах оправиться от какого-то не очень приятного разговора. Теперь стало ясно, что подобные беседы лучше отпустить, приняв их за мелочи жизни, недостойные внимания.
А одна из учениц — статная женщина с короткой стрижкой и большими карими глазами, вспомнила, как совсем недавно ей удалось стать свидетельницей курьёзной ситуации.
— Учитель, сегодня я наблюдала такую картину: одна из учениц села в машину, в которой, кроме неё самой, не было больше никого, но в ней были раскиданы вещи. Она начала перекладывать их и сетовать на то, что внутри машины такой беспорядок. Я долго наблюдала за ней и поняла, что она как бы воображает себе, что разговаривает с тем, кто раскидал эти вещи, — поделилась она.
— Джулия, значит, у этой ученицы включилась роль, — голос Хранителя был очень спокойным и вселял добрую надежду в сердца всех присутствующих. — Она играет эту роль по отношению к воображаемым оппонентам, ведь в машине давно никого нет. Значит, она полностью отождествлена с ролью. Вместо того, чтобы ворчать, ей стоило растождествиться с ложной личностью, посмеяться над ней и посмотреть на себя свежим взглядом.
В этот момент к беседе подключилась мужская часть аудитории. Молодой парень с тёмной густой шевелюрой поднял руку и задал свой вопрос:
— Учитель, вроде есть такая внешняя реакция: «Виноват, исправлюсь, будет сделано». То есть наступает смирение, но внутри параллельно ощущается недовольство. Что происходит в этот момент? Это включаются сразу две роли?
— Да, Гаспар, внутри реализуется одна роль, а внешне мы играем другую. Но надо обращать внимание на то, с чем мы отождествлены. Фразу «Виноват, исправлюсь» нужно произносить не отождествлённо и чисто формально, а вдумчиво, искренне. А то так получается: говорим одно, а сами в это время отождествлены с ролью ворчливой старухи, которая никак не может успокоиться и, будучи недовольной, всё с кем-то спорит. Поэтому нужно смотреть на себя. Тогда вы заметите, с какой ролью вы отождествлены, а с какой — нет, и почему. Большинство людей приучены к исполнению ролей с детства, однако, став взрослыми, они должны просто высмеять их.
— Спасибо, Учитель! Мне действительно было непонятно, как может происходить такое раздвоение, но теперь всё встало на свои места, — заметил Гаспар с довольной улыбкой на лице. Хранитель тоже улыбался: Ему нравилось видеть людей просветлёнными и счастливыми.
Следующий вопрос был задан мужчиной с уложенными набок светлыми волосами. Когда он шевелил губами, на щеках у него проступали ярко выраженные ямочки.
— Учитель, вы говорите, что надо сознательно включить роль, но как происходит этот процесс включения? По сути, мы зависим от неких обстоятельств, которые активируют определённую роль: это может быть реакция на внешние обстоятельства, на людей и т.д. А как сознательно включить роль, которая тебе нужна? — спросил он, и его щёки снова стали гладкими.
— Роберт, «сознательно» — это и есть ключевое слово, которое уже служит ответом на вопрос, — сказал Учитель. — Мы знаем, что во время разговора с матерью или с сотрудниками полиции в нас включается слабая, забитая роль, потому что нас приучили в неё входить. Значит, нужно задуматься и решить: «Зачем я буду играть эту роль? Лучше я войду в более лёгкую, алёртную роль. Чтобы лучше славировать, я буду находиться в такой роли в общении с этими людьми». Например, сначала можно представить разговор с родителями или с полицейскими в воображении, проиграть его, подобрать ту роль, которая будет более успешной, чем слабая. Когда в воображении хорошо получится её играть, можно будет завести для себя мысленный колокольчик, который в подобных ситуациях будет запускать эту лучшую роль. Она сделает общение более эффективным, чем та, при которой вы были закомплексованным человеком.
На щеках ученика снова заиграли две ямочки, потому что он улыбнулся и поблагодарил Хранителя за подаренное Знание, которое помогало понять не только мир вокруг, но и самого себя.
— Учитель, а правильно ли будет выбирать себе на день несколько ролей, которые я осознанно буду играть? — спросила рыжеволосая девушка в блузке светло-изумрудного оттенка, метнув взгляд в сторону картины со спиралевидными лицами. — Не только в этой ситуации с матерью или полицией, но и в момент проявления «острых углов», выполнения заданий Силы.
— Конечно, Карина, только начать мы должны с воображения, ведь играть роли сразу будет сложно, — пояснил Хранитель, заметив, как сияют широко распахнутые глаза девушки. — Причём проиграть в воображении их нужно много раз — тогда и в жизни всё будет получаться. Если же мысленно мы играли привычную роль, а потом столкнулись с тем, что в реальности нужно сыграть какую-то новую, противоположную роль, которую мы ни разу не репетировали, тогда это, естественно, будет довольно сложно. Нужно заранее осваивать иные роли, тогда и наяву получится реагировать на обстоятельства правильно.
— Роль выбирает интеллектуальная часть центра или эмоциональная? — донёсся ещё один голос из зала.
— Да, роль выбирает уже интеллектуальная часть центра, потому что это происходит намеренно. Когда делаешь что-то специально, то это происходит только с участием интеллекта. Эмоциональная же часть выбирает только то, что ей нравится, а механическая — то, к чему её приучили, что для неё привычнее всего.
По мере того, как развивалась беседа, ученикам становился понятен посыл картины, сначала показавшейся им загадочной. Люди, изображённые на ней, вероятнее всего, жили, что называется, «по шаблону». Отсутствие мыслительной работы лишило их всякого наполнения, поэтому это были лишь очертания лиц, затерявшихся где-то в темноте.
Терпеливо предоставив ученикам минуту для осмысления, Хранитель подошёл к окну и стал любоваться вишнёвым деревом, на котором распустились прекрасные розовые цветы. Затем Он неторопливым шагом дошёл до центра зала и отметил несколько поднятых рук. Он указал на обладательницу изящной руки, украшенной множеством тонких серебристых браслетов. Это была молодая хрупкая женщина с длинной шеей. Платье пастельного оттенка и причёска с волнистыми прядями у висков вдохновляли разглядеть в девушке не то греческую Богиню, не то Царевну-Лебедь, явившуюся из знаменитой сказки.
— Учитель, а если ты в своём воображении выбрал сильную роль, миссию помощника, филантропа, любящего людей и весь мир, а потом тебя вдруг начинают ругать, как тогда быть? — спросила она хрустальным, звенящим голосом.
— Ева, в роли обязательно должна быть некая алёртность, элемент игры, — объяснил Хранитель, заметив лучики Добра, которые мерцали в серо-голубых глазах женщины. — То есть если работает только закрепощённая, зажатая роль, которая не способна быть гибкой и подстраиваться под ситуацию, тогда в ней будет сложно. Ситуации всегда меняются, а эта слабая роль никак к ним не адаптируется. Поэтому входим в алёртную, игривую роль и делаем из неё то, чего требуют обстоятельства. Такая роль, позволяющая вести себя согласно ситуации, наиболее полезна. «Деревянная» же роль, которая воплощается только по шаблону, ставит человека в ступор, когда меняются обстоятельства. Человек сразу теряется и не знает, как реагировать. Нужно заранее настраиваться на то, что всякое может случиться и твёрдо говорить себе: «Я быстро подстроюсь. Основная моя цель — помогать другим, наводить порядок, поддерживать гармонию. Что бы ни было, я буду идти к поставленной цели».
Ученики мысленно произнесли эти важные слова, почувствовав при этом необычайный прилив сил. Сейчас каждый из них казался себе героем со сверхъестественными способностями, героем, которому подвластны любые высоты. Дружелюбный настрой Хранителя, Его внимательный взгляд и уверенный, но при этом спокойный голос, передавали им положительную энергетику.
— Учитель, а если кто-то, например, хотел помогать другим развиваться и подсказывал им, какие у них есть слабые стороны, а ему начали делать замечания в ответ на помощь, то у него может возникнуть реакция вроде: «Да, действительно». Тогда такой человек сам начинает себя ругать? И всё — он, получается, и роль сохранил, и духовно проявился при этом? — бодро подметила Ева, взмахнув рукой, отчего раздался лёгкий звон браслетов.
— Да-да, можно самого себя отругать! Главное — иметь цель и набор таких лёгких алёртных ролей, которые будут помогать нам продвинуться к цели, несмотря ни на что.
— Учитель, — вступил в беседу парень с волосами до плеч и густыми, выделяющимися на лице бровями. — Можно ещё спросить: вот ты зарегистрировал роль и должен пройти процесс растождествления? То есть, по сути, после того как ты её зарегистрировал, нужно посмеяться над этой ролью, чтобы она не имела власти над тобой? Потому что если ты с ней останешься, то это значит, что ты с ней отождествился. Выходит, после каждого зазора нужно посмеяться над ней?
— Да, Эрнест, конечно, нужно посмеяться, чтобы растождествиться с ней. Или, подобно скоморохам, притворно похвалить её, — Хранитель изменил голос, сделав его более задорным. — О, какая роль! Смотри, какая классная! Так наигранно можно похвалить и эту роль, и себя, а потом высмеять её, чтобы произошла «раскачка». Притворная похвала уже сама по себе звучит нелепо, а следующее за ней высмеивание тем более приводит к абсолютному растождествлению.
Ученики рассмеялись над нелепостью ролей, которые приходится играть в жизни, и над тем, как комично Хранитель передал восхищение скоморохов. Некоторые моменты духовных бесед отводились юмору, что делало их ещё более живыми и эмоциональными.
Мужчина и женщина на картине всё ещё смотрели куда-то сквозь стены просторного зала. А высокая девушка спортивного телосложения, которая сидела рядом с полотном, продолжала внимательно их рассматривать. В конце концов, созерцание пробудило в её сознании новую мысль:
— Учитель, — произнесла она, — а если мы по отношению друг к другу играем разные роли, включаются разные личности? Например, духовная часть постоянно должна служить фоном, какую роль ты бы ни исполнял, правильно? В какой момент она должна включиться и проанализировать всё, что ты делаешь?
— Барбара, духовная часть должна быть включена всегда, иначе мы не сможем сыграть никакую из ролей и не будем в состоянии проконтролировать ситуацию. Ведь именно она решает играть роль осознанно, а не какие-то другие части. Мысль возникла не в них, да это, в принципе, и невозможно, ведь в них всё шаблонно, всё топорно, по программе. Другие части опираются на механическую реакцию, когда человек не может сделать ничего нового. Поэтому если духовная часть не подключится, мы даже не вспомним о своём намерении сыграть роль.
— А, вот как! — воскликнула Барбара, потуже затянув резинку на своих волосах. Она делала так каждый раз, когда чувствовала уверенность в своих силах. — Благодарю вас.
Хранитель ответил на эту благодарность лучезарным взглядом, и девушке показалось, что на неё смотрит само Солнце. Она почувствовала во всём теле приятную дрожь, как после усердной тренировки — очень знакомое ощущение!
Пока Барбара радовалась Знанию, которое было даровано Хранителем не только ей, но и всем остальным ученикам, в зале прозвучал новый вопрос:
— Учитель, если человеку от кого-то нужно чего-то добиться, то этот другой выполнит это только в определённой роли, правильно я понимаю? — спросил светловолосый юноша с маленькой родинкой над верхней губой. — Как тогда включить в другом человеке эту часть? Вообще, гуманно ли это — подпитывать эту его ипостась?
— Это нормально, почему бы и нет? — убедительно произнёс Хранитель. — Хотим выпросить что-то у начальника? Значит, надо выжидать момента, когда он поест и будет находиться в прекрасном расположении духа. Надо сказать ему что-то приятное, чтобы он включился в хорошую роль. Когда это произойдёт, можно озвучить свою просьбу. Поэтому твой вывод совершенно правильный, Алекс. Представь сам, что будет, если начальник голоден, зол, недоволен. Только мы совершим какой-то промах — так он сразу нас отчитает. В такой момент ничего просить не нужно, ведь начальник включен в такую роль, при которой он точно не ответит нам согласием: у него агрессивный настрой. Действительно, нужно так или иначе добиться того, чтобы человек начал играть правильную роль — лишь тогда можно с ним взаимодействовать. А если мы не ввели его в нужную роль, или он сам не вошёл в неё, то ничего хорошего не выйдет.
Сказав это, Хранитель с радушием взглянул на Алекса, безмолвно поощряя его стремление к осознанности. Парень и сам внутренне ликовал: Истина была совсем рядом, и он ясно чувствовал её присутствие.
— Учитель, получается, процесс подготовки к реакциям сложный? Человек должен задуматься о том, где его духовная часть, затем заранее проиграть в воображении все свои лёгкие роли — довольно большой набор действий. Я правильно понимаю, что такой настрой требует особой подготовки? То есть нужно разработать для себя своеобразный чек-лист, — стал рассуждать мужчина в квадратных очках для зрения, за стёклами которых его глаза казались невероятно большими.
— Модест, поэтому все эти действия нужно репетировать в своём воображении, — приободрил мужчину Владеющий Знаниями. — Если мы никогда этого не репетировали, то, конечно, будет сложно. Репетиция даёт нам большие преимущества — сразу становится легко. Бывает так: ничего не проигрываешь в уме, а потом возникает необходимость сыграть ту или иную роль, но ты не можешь этого сделать, теряешься. У тебя нет навыка, опыта, ты не примерял на себя эту роль ранее. Поэтому нужно репетировать действия в воображении, и если всё проходит успешно, в реальности делать то же самое уже станет легко. Все ситуации обычно одинаковые, настрой тоже одинаковый, значит, играть любые роли будет достаточно просто.
— Понятно, теперь я так и буду делать, — кивнул Модест, и его очки немного съехали с переносицы, отчего глаза вдруг приняли обычные размеры. Но зато в них заиграл такой блеск, что глянцевые стёкла были им уже не нужны.
Новый вопрос задала девушка с азиатской внешностью. У неё были тонкие черты лица, миндалевидные глаза и прямые чёрные волосы, заплетённые в длинную косу.
— Учитель, вы говорили, что роли — это пустота, — сказала она, переведя взгляд на картину с лицами, — и сзади, за масками, ничего нет. А сами мы в сущности — тоже пустота, или всё-таки в нас имеется какое-то наполнение?
— Ая, нужно помнить о том, что сущность — это работа центров, поэтому она не может быть пустотой, — спокойно напомнил Хранитель, тоже пройдясь взглядом по полотну. — Роль — это просто подражание, имитация, когда мы повторяем то, что у кого-то увидели. А работа центров — это уже наше, по крайней мере, что-то очень близкое к нам. От того, как работают центры, зависят наши ощущения, наши действия. Если они функционируют неправильно, то мы становимся ограниченными в своих действиях. То есть наша сущность — это работа центров, тогда как личность — это механическая часть, обычно реализующаяся за счёт Интеллектуального центра: просто подражание какому-то шаблону, стандарту, примеру из детства. Всё это мы воспроизводим механически, не задумываясь о том, какие мы произносим слова, какие маски надеваем.
— То есть сущность — это то, что принадлежит нам и она нам ближе, — повторила Ая. — А личность — это как бы программа, заложенная в нас, и она с нами почти не связана, да? Наоборот, она нами управляет и заставляет нас играть ненужные роли.
— Совершенно верно, молодец! — похвалил девушку Хранитель, а затем переключил своё внимание на парня в полосатой рубашке и тёмно-синих брюках. Он выглядел очень серьёзным и всё это время фиксировал у себя в блокноте самые важные, на его взгляд, моменты беседы.
— Учитель, получается, если мы осознанно выбираем роль, то мы играем её как бы из сущности? Мы подстраиваем под неё все центры, так? — вот в чём заключался вопрос молодого человека.
— Да, Александр, если роль играется осознанно, то должны быть включены интеллектуальные части центров, иначе мы не сможем сыграть новую роль. Если только мы её долго репетировали, то она, конечно, будет играться механически. Но в самом начале, чтобы её создать, нужна помощь интеллектуальных частей. Они должны эту роль выработать, сформировать, а потом уже проверить в действии. С обретением навыка вхождение в роль станет автоматическим.
— Учитель, а скоморошество — это игра ролей или состояние сущности? А может быть, всё вместе? — вновь спросила Джулия, всё ещё вспоминая случай с ученицей, севшей в автомобиль, невольной свидетельницей которого она стала.
— В скоморошестве, конечно, интеллектуальные части центров должны быть включены, — пояснил Хранитель, коснувшись указательными пальцами висков. — Это в настоящем скоморошестве. Есть люди, которые привыкли над всеми насмехаться, пародировать кого-то, но у них это получается механически. В настоящем же скоморошестве должна быть реально задействована работа Интеллектуальных центров, чтобы действовать согласно ситуации, а не просто по привычке. Если всё делается по ситуации, если нужная роль сформирована правильно, хорошо сыграна, то вот это и есть настоящее скоморошество. Здесь, естественно, должна включаться сущность, потому что из прошлого нельзя взять какую-то роль — это будет лишь подражание кому-то, а не сознательное действие.
— Теперь я вижу разницу между примитивным подражанием и сознательной примеркой на себя роли, — сказала Джулия, взглянув прямо на Учителя. От Его доброго и понимающего взгляда даже самая мятежная Душа находила покой.
Пейзаж за окном тоже выглядел таким лёгким и воздушным, что его хотелось созерцать бесконечно. Солнце ласкало своими лучами растения и просилось в окно зала, отчаянно пробираясь через тонкие занавески. Ветви вишнёвого дерева едва колыхались от тёплого весеннего ветерка, а цветы источали приятное благоухание, напоминающее о дальних экзотических странах, в которых никогда не бывает зимы.
Беседа между учениками и Хранителем всё ещё продолжалась. Новый вопрос поступил от молодого зеленоглазого мужчины с пушистой копной золотисто-соломенных волос.
— Великий, а как правильно настраиваться на состояние покаяния из совести? Откуда идёт такое покаяние: из сущности или из какой-то личности, например, из духовной? Что должно включиться? — произнёс он своим низким, басовитым голосом.
— Вначале включается духовная личность, Никас, потому что мы где-то читали о покаянии и наслышаны о святых. Потом мы пробуем сделать это сами. Настоящее покаяние включается, когда включается сущность, когда появляются соответствующие эмоции и просыпается совесть. Духовная личность помогает настроиться: прочитали Жития святых, обратились к Богу с молитвой — всё это помогает настроиться. Однако если сущность не включилась, если никаких эмоций нет, а совесть безнадёжно дремлет, тогда настоящего покаяния не будет, а будет, увы, только одна имитация.
И тогда в зале снова зазвучал приятный, почти бархатный бас Никаса:
— А можно сказать, что если человек пребывает в состоянии покоя, то это равноценно искренности? В этот момент с лица как бы спадают маски, и Душа человека обнажается — он весь в сущности.
— Да, покаяние обязательно должно идти от сущности, — кивнул Хранитель. — Что даёт нам личность? Только позёрство, подражание, как я говорил ранее. Всё это лишь формальные действия, так сказать, «показуха». Искреннее же действие всегда идёт от сущности. Если она, сущность, не является источником покаяния, тогда это уже не покаяние, а какая-то наигранная эмоция, теряющая всю свою ценность.
— Учитель, — вновь услышал Хранитель и тут же перевёл взгляд на девушку в сиреневом платье, рукава которого были украшены мелкими рюшами. — Можно спросить ещё кое-что касательно сущности? В истории о малиновом варенье вы поведали о слабой сущности. Как изучать свою сущность и сущности окружающих людей? Например, говорят, что Истинная сущность человека проявляется в экстренных ситуациях. А как можно изучить её в наших условиях?
— Марианна, надо смотреть, какой центр сейчас включился у вас или у другого человека, какая часть центра действует: интеллектуальная, эмоциональная или механическая. Если мы будем иметь представление о работе центров, тогда нам удастся хорошо изучить сущность, и в конце концов она станет нам понятной.
— Хорошо, теперь я буду более вдумчивой. Понимаю, что порой моя невнимательность и стремление пустить всё происходящее на самотёк меня губят, — грустно опустила голову Марианна, и её тонкие брови поползли вверх от этого внезапно обрушившегося на неё чувства.
— Ничего страшного, — успокоил девушку Хранитель. — Никогда не поздно что-либо изменить. Главное, вовремя понять свои ошибки и работать над ними.
Приободрённые словами Хранителя, ученики сидели с радостными лицами и чистыми помыслами. Свет Знаний не ослеплял их, не возвышал их над миром, нет. Он ставил их на один уровень с другими людьми, чтобы они могли свободно протянуть им руку помощи и стать источником Света в чьей-то, может быть, давно потускневшей жизни. Ученикам ещё многое предстояло узнать, и поэтому в зале прозвучал новый вопрос:
— Учитель, вчера мы говорили о том, что ложная личность самая мёртвая. Правильно ли я понимаю: она мертва потому, что она основывается лишь на каких-то примитивных механизмах? Когда тело умирает, эта личность всё равно остаётся с нами в тонком плане? Мне кажется, что даже Боги и планеты — это тоже личности, и Они могут взаимодействовать между собой. Действительно ли личность так долговечна?
Вопрос был задан статным широкоплечим мужчиной. Его умные тёмные глаза с любопытством рассматривали и пейзаж за окном, и картину с лицами. Но особенно внимательно глядели они на мудрое лицо Хранителя.
— Альберт, для начала нужно ответить на вопрос: что такое личность? — развёл руками Хранитель и пробежался взглядом по всему залу, желая установить ещё более ощутимую связь с аудиторией. — Вот есть центры, а личность в этих центрах исполняет роль своеобразного компьютера. В центрах есть программы, которые состоят из информации, попавшей в них. Эти программы и есть та самая ложная личность. То есть одна программа включилась и работает в центре, а затем включается вторая программа, и работает она в компьютере. Это и есть личности. Когда человек оставляет своё тело, центры остаются. По крайней мере, Интеллектуальный и Эмоциональный точно. Именно в них и находятся личности-программы, с которыми он как раз попадает в тонкий план. Это его память, а память, как известно, ликвидировать нельзя, как и эти программы. Когда человек попадает в другую ситуацию, в иные условия, там программы уже не применимы, поэтому личность постепенно начинает атрофироваться.
В этот момент девушка по имени Сара, у которой в ушах блестели серьги, снова подняла руку и с некоторой задумчивостью произнесла:
— Учитель, а вот я тут подумала… Личность ведь живёт только в механической части Интеллектуального центра. Сегодня я уже поняла, что она живёт в механической части каждого центра, потому что запускается программа и какая-то привычная эмоция, даже тело принимает какую-то позу. Значит ли это, что личность укоренилась в механике всех центров?
— Безусловно, она укореняется в механике всех центров. Её поддерживают позы, эмоции, проявления определённой личности. Но всё это является механическим, усвоенным путём чистого подражания кому-то или чему-то. Насмотрелись, как психуют родители, как учительница в школе повышает тон, как ведут себя какие-то глупые люди — и всё, начинаем всему этому абсурду подражать.
— А можно спросить про интеллектуальную часть, Великий? — поднял руку мужчина в светло-голубой рубашке и со слегка прищуренными глазами такого же оттенка. — Получается, что она подобно оператору сидит в нас и должна постоянно работать, постоянно управлять нами? Но она ведь и постоянно устаёт, то есть энергии на всё не хватает. Значит, должны быть возвышенные эмоции? Вы говорите, что это важно, что это своего рода подпитка для этой части. Правильно?
— Да, Алан, для интеллектуальной части требуется подпитка, потому что эта часть требует от нас пристального внимания. Вот, например, механическая часть такого внимания не требует: она сама по себе проявляется. А интеллектуальная часть требует удержания внимания и обязательной его направленности. Есть люди, которые все делают на автопилоте. Поэтому надо постоянно включать эту часть, хоть это довольно непривычно и требует проявления более тонкой энергии. Однако человек может растратить её на негативные эмоции или на что-нибудь ещё. А может, он просто находится в Тамасе. Вроде он проснулся, и с утра должна быть энергия, но есть лишь бессмысленное состояние. Тамас не позволяет энергии перейти в Саттву, поэтому интеллектуальные части не могут заработать.
Это был последний вопрос, прозвучавший в зале.
С искренней радостью созерцая сияющие лица учеников, Хранитель вновь произнёс чудодейственную молитву, исцеляющую и Душу, и тело:
— Обратимся же с молитвой к Богу! О, Великая Божественная Сила! Даруй нам Знание, даруй нам свою Благодать. Веди нас по Пути Совершенства. И да будем мы готовы следовать за тобой до конца дней своих. АУМ!
— АУ-У-УМ! — протянули ученики, сложив ладони и закрыв глаза. Кровь быстрее побежала по их сосудам — так, как будто это была вовсе не кровь, а какое-то волшебное снадобье, способное исцелить любой недуг.
Теперь картина с лицами-спиралями уже не казалась никому такой загадочной. Ученики видели на ней обычных людей, которые исполняли не свои роли и потому потеряли индивидуальность, превратившись в две тонкие ленты, повисшие в воздухе.
Основные тезисы:
- На протяжении всей жизни человек играет разные роли, которые являются для него препятствием к пониманию настоящего себя. Все свои роли необходимо высмеивать, пытаясь растождествиться с ними.
- В некоторых ситуациях можно намеренно включать определённые роли. Если слабая роль не позволяет нам достичь успеха в ситуации, то нужно мысленно примерить на себя другие роли и решить, какая из них будет более успешной.
- Исполнение ролей в реальной жизни требует репетиции. Сыграть новую для себя роль сразу довольно сложно, поэтому нужно заранее мысленно потренироваться в её исполнении.
- Выбор ролей осуществляется благодаря работе Интеллектуального центра человека. Ни Инстинктивный, ни Эмоциональный центры не могут принимать участия в сознательном выборе роли.
- Личность — это проявление механической части Интеллектуального центра, а сущность — работа одновременно всех центров. Личность человека основывается на имитации чужих действий и следовании общепринятых шаблонов, тогда как сущность отражает наше внутреннее «Я».
- Истинное покаяние основывается на включении сущности. Пробуждение сущности происходит, когда человек начинает испытывать возвышенные эмоции и слышит зов своей совести.
- Чтобы изучить свою сущность или сущность другого человека, нужно наблюдать за работой центров.
➿➿➿➿➿➿➿➿➿➿
📚 Глубокие знания в лучших книгах мира
🔮 Смотрите анимационный шедевр, который раскрывает тайны человечества
🪬 Найдите свой Амулет Силы
😇 Пройдите индивидуальный обряд
💃 Откройте сакральные женские практики на живых занятиях.
Регистрируйтесь по ссылке, и мы свяжемся с вами ❤️