Эзотерический портал

ПОСЛУШАНИЕ

«БЕСЕДЫ С МУДРЕЦОМ». ИЗБРАННОЕ.

Мягкий шелест травы под ногами путников ласкал слух. Тихое журчание ручья и сияющие лучи солнца, играющие на вершинах зелёных холмов, создавали неописуемую картину. Наконец, их тернистый путь к подножью скалистых гор был завершён. Это место словно было соткано из волшебства и красоты, отражая величие и вневременность природы. Сюда привёл своих ближайших учеников Великий Хранитель Знаний.

Ландшафт, окружающий эту местность, вызывал трепет в сердце учеников. Каждый из них был благодарен воле Мудреца за удивительную возможность быть Его спутниками в шествии к Месту Силы. Величественные горные пики, уходящие в небесную даль, будоражили воображение и заставляли их задуматься о малости человека перед бесконечностью Божественного мира.

Для установки лагеря каждому ученику было дано персональное задание. Феликс, самый молодой из участников похода, получил от Учителя задачу набрать дров для вечернего огня. Уже смеркалось, и нужно было спешить. Однако, перед тем как уйти в лесную чащу, Феликс вызвался помочь одной из учениц в установке палатки, потратив время. В момент, когда он всё же занялся сбором валежника, опустился вечер. Мелькая фонарём в густой лесополосе, Феликс ловко подхватывал сучья и ветки. Однако для долгого и жаркого огня они не годились. Сетуя на свою нерасторопность, ученик принялся наспех рубить толстые сучья поваленного старого дерева. Водрузив, наконец, свою ношу на импровизированные носилки, ученик обнаружил, что потерял в темноте свой топор. Тонкий луч яркого фонаря не помог в поисках, и Феликс отправился в лагерь, негодуя от неудачи.

— Ты чем-то огорчён, Феликс? — раздался участливый, но строгий голос Учителя.

— Да, Великий, — ученик изобразил на лице непосредственную равнодушную улыбку, хотя действительно был раздосадован потерей. Топор сегодня ещё мог ему пригодиться. — На самом деле, я потерял в лесу свой топор. Помню, что зарубил его на ствол дерева, но, когда погрузил дрова, не смог найти в темноте нужный ствол. Завтра с утра отправлюсь на поиски.

— А почему ты рубил дрова в темноте?

— Ну, — Феликс хотел было рассказать, как помогал ученице, но вмиг осознал свою ошибку. Он ослушался Учителя, наивно отсрочив выполнение своего задания. Помочь с палаткой могли и другие ученики, которые находились в лагере, а пребывание в лесу в темноте попросту могло быть опасным. Он виновато взглянул на Мудреца и с удивлением встретил в Его ясных глазах сопереживание и Cветлую радость за ученика, получившего хороший урок.

— Как ты думаешь, почему в монастыре и в Школе послушание является самой главной добродетелью? Почему послушание превыше поста и даже молитвы?

Ученик застыл в размышлениях. Вопрос Учителя был сложным и требовал осмысления.

Сидевший рядом другой ученик, Алан, заметил, что это отличная тема для дискуссии у огня, и Мудрец принял решение взять этот вопрос за основу к вечерней беседе.

После ужина все собрались у костра, с трепетом предвкушая интереснейший разговор с Хранителем Знаний.

— Так почему, Учитель, послушание так важно? — спросил Феликс. — Вы сказали, что оно важнее поста и даже молитвы.

— Потому, что люди приходят в монастырь и в Школу за духовным Учением. Если ученик пришёл учиться в монастырь, значит он осознал, что невежественен, полон пороков, всяких заблуждений. Но если он начнёт по-своему что-то делать: по-своему поститься, как-то по-своему молиться, обряды, ритуалы как-то начнёт изменять, то тогда он точно не научится это делать правильно. Чтобы правильно научился поститься, молиться, каяться, делать другие какие-то практики, он должен, прежде всего, слушаться.

— Можно я скажу, Учитель? — подняла руку Сабрина. Это была взрослая женщина, сорока с небольшим лет, с густыми чёрными волосами, мелкой волной падающими на плечи. Ученица поудобнее укрылась пледом и, с позволения Мудреца, поделилась историей. — Была у нас одна ученица, которой сказали поститься. И ей дали указания, как правильно это делать, какие продукты нужно исключить и как правильно молиться, как нужно настраиваться. Но она начала поститься по-своему. Убрала только те продукты, которые были слишком калорийные или сладкие, от которых ей действительно было в обычной жизни тяжело отказаться. Она как будто превратила пост в очередную диету, и даже было ощущение, что только за этим и постилась. Но она аргументировала это тем, что для неё хоть от чего-то отказаться — это уже достижение, а к более серьёзному посту, по её мнению, она пока не готова. Но ведь такой пост и постом-то назвать нельзя. Так, получается, каждый человек себе может придумать что-то непонятное и гордиться своим «подвигом».

— Ничего хорошего из таких «самопроизвольных» постов не выходит, — покачал головой Учитель. Такой неправильный пост только тешит человеческие пороки, подпитывает слабости, тянет к разложению духовного мира человека. Поэтому он должен учиться. А как он будет учиться, если он не слушается? Ученик должен слушать, что ему говорят: как правильно поститься, как молиться, а как раскаиваться. Только слушающий сможет чему-либо научиться. Ни молитве, ни практикам, ни посту нельзя научиться, не имея навыка послушания.

В разговор вступила Мия. Рыжеволосая ученица натянула на голову капюшон, как будто таким образом намеренно сузив себе видимость, для большей концентрации на Учителе и Его ответах:

— Любимый Учитель, а если у человека высокий уровень самодисциплины, сможет он самостоятельно обучаться молитвам и посту? Ну, если где-то прочёл или услышал, а потом себе не даёт слабину, выполняет всё как было сказано. Такое возможно?

— Всегда нужен Наставник, которого захочется слушаться. К тому же, если прочитал книги и выполняешь то, что в них написано — это тоже послушание. Но у большинства людей навык послушания всё равно приходится долгое время вырабатывать. Без этого свойства человек становится слишком вольным. «Сочинял лентяй режим: час гуляем — два лежим», — комично произнёс Мудрец. — Вот, что будет. Без послушания сразу начнётся самоволие. А что такое самоволие? Это буйство пороков, буйство слабостей, буйство всяких психопатий, шизофрений — вот что из человека полезет. Только дай ему волю — из него все черти полезут сразу же! Поэтому, чтобы черти им не руководили, чтобы слабости и пороки его не отвлекали, не направляли на разложение, на разрушение, он должен слушаться человека, который обладает методом развития и который заменит ему отсутствующую волю. Потому что, если бы он имел собственную волю, тогда бы он что-то мог сделать. Но поскольку воли нет собственной, то ему надо слушаться того, кто имеет этот метод, который заменяет ему волю, и говорит, что и как надо делать. Тогда он может чему-то научиться, что-то постичь, понять и начать правильно развиваться, поститься, каяться и т.д. Мия продолжила задавать вопросы.

— Учитель, ещё хочу спросить про пост. Послушание превыше поста и молитвы. Я сталкивалась с таким примером, когда человек не проявлял послушания и практически объявлял голодовку, но, по его мнению, он постился. Просто вот так радикально к этому подошёл. И человек голодал несколько дней, уже вставать не мог, то есть готов был умереть от голода. Но, получается, он был не готов проявить послушание? По факту, получается, что он держит пост, но есть ли в этом послушание? Считается ли это вообще постом? Или пост — это только то, что человек сознательно принимает как практику какие-то ограничения в еде?

— Пост — это очищение тела и души, да? — Мудрец окинул изучающим взглядом учеников. В ответ они единогласно закивали. Под влиянием Великого Знания они учились поститься, постигая в этом свой Дух и очищая тело. Учитель дал им Знание о том, как ощутить благотворное влияние воздержания от определённой пищи на всех телесных и внетелесных уровнях. 

Мудрец продолжал:

— А тут он что очищает? Он вредность проявляет, утверждается во вредности, в каких-то пороках, в своих вредных привычках, в эгоизме, в невежестве. То есть он не ест не потому, что он по-настоящему постится, решил очиститься: очистить тело, очистить свою душу во время поста, быть в возвышенном святом состоянии. А он находится, наоборот, в самом низменном своём состоянии, в бессмысленности. И вот в таком состоянии он из вредности не ест, например. Такой пост не может считаться постом. Здесь просто человек не ест из-за того, что в нём какая-то дисгармония, какое-то неправильное понимание. Это значит, что лярвы и Злые духи завладели им, поэтому он из вредности решил не есть. Вот такой пост не может быть благим. Из вредности, как известно, человек много всяких глупостей обычно совершает. Иногда даже какие-то большие усилия или страдания он претерпевает из вредности, из потакания дурным привычкам. Но это, естественно, никуда не может привести, кроме как к усилению его глупости, к усилению деградации. Если бы с таким же рвением он делал то, что ему сказали, тогда бы он чего-то, может быть, и достиг. Но, поскольку он это делает из глупой, невежественной, деградирующей части, то, кроме как к саморазрушению, ни к чему прийти он не может. Поэтому надо иметь послушание, а не выдумывать какие-то свои посты, свои ритуалы или практики. Самоволие здесь ни к чему.

— И впрямь, — задумчиво почесал бороду один из учеников. — Если бы все всё делали по-своему с самого начала, то никакого Учения в мире вообще бы и не получилось. Каждый бы что-то своё вложил, что-то понял по-своему, и каждый, как хотел бы, так и делал обряды. И не смогли бы договориться, если бы один не слушал второго, а второй не слушал третьего. Один бы так молился, постился, второй — так, третий — ещё как-то. И у каждого бы была своя правда.

— Верно рассуждаешь, Сэм, — похвалил его Мудрец. — Поэтому, пока человек слушается, он может научиться всё делать правильно. Но, как только полезло самоволие — всё наперекосяк идёт, потому что он по-дурному начнёт обязательно всё делать и ни к чему хорошему не придёт. Самоволие ведёт только к саморазрушению.

Руку подняла София, зеленоглазая шатенка с красивыми серёжками, камни в которых завораживающе отражали пламя огня:

— Великий, как раз на эту тему есть у меня история. Раньше, ещё до Школы, я подрабатывала помощницей риелтора и помогала держать связь с клиентами, оформлять документы. И часто я становилась свидетелем того, что люди, после того как продавали свои квартиры, получив на руки сразу большую сумму денег, просто с ума сходили. У них как будто появлялась такая мнимая свобода. И люди сразу начинали эти деньги как-то глупо расходовать. В конечном счёте многие спивались, становились банкротами, бездомными, и их жизнь шла под откос. У нас даже была шутка в агентстве, что если клиент не покупал другую квартиру в течение месяца после продажи этой, то его называли «восьмидесятник». Потому что восемьдесят процентов таких клиентов у нас спивалось или ещё как-то губило свою жизнь.

— Спасибо за отличный пример, Софи, — проговорил Учитель и дополнил слова ученицы. — Действительно, этим людям была дана определённая свобода в виде денег. Но распоряжаться своей свободой могут только сильные духом. Такие люди, получив большую сумму, тратят её на другие, благие дела: идут бездомных кормить, жертвуют в приюты, больным детям. А те «восьмидесятники» не могут своей свободой нормально распоряжаться, сразу из них лезут слабости и пороки, которые заставляют их калечить собственную жизнь. Поэтому сам человек — это источник всяких заблуждений, всяких пороков, вредных привычек. А что ещё можно нахватать у окружающего уродства? Людей на Земле не воспитывают Ангелы и Святые Покровители. Их воспитывают другие люди, полные слабостей и негатива, полные невежества. С таким окружением человек сам невольно наполняется тем же самым Злом и гнилью. И если он этого не осознаёт и с этим багажом невежества берётся за какое-то дело, то попадает в беду. Поэтому надо приходить к знающим людям, к тем, кто обладает настоящим Знанием и перенимать это Знание. А чтобы его перенять, нужно послушание. Нужно слушать, что тебе говорят, и внимательно пытаться всё делать именно так, как сказано. Тогда ты можешь научиться чему-то. И так — в любом деле. 

— Учитель, можно поделиться, правильно ли я понял, — поднял руку Артур. Ему часто удавалось сходу увидеть, как применить Знание в повседневной жизни, поэтому Хранитель охотно предоставил ему возможность высказаться.

— Например, если начать учиться водить машину, вам объясняют: «Вот тормоз, вот газ, вот руль». А ученик говорит: «Нет, я по-своему поеду», и раз — в аварию тут же попал! Потому что стал делать не так, как ему объясняет инструктор, а по-своему, по-дурному». 

— Да, Артур, молодец! — одобрил Хранитель Знаний отличный пример Артура. — Не умея ничего делать, не разбираясь, человек, естественно, попадёт только в аварию. Поэтому в любом деле, которое бы мы ни взяли, нужно послушание. Как тебя учат, так и надо делать, а не придумывать что-то по-своему. А если по-своему, по-дурному начнёшь — не оберёшься бед. Поэтому послушание — самая высокая добродетель, которая нам необходима для развития. 

Ученики притихли. Треск костра заполонил пространство и служил отличным медитативным фоном, чтобы поразмыслить над словами Хранителя. Вопрос послушания отозвался в сердце каждого. Большая сложность была обнаружена ими в том, чтобы оставить свои «Я лучше знаю» и сделать ровно так, как учат. В этом они убедились на собственном опыте, проходя практики в Школе Хранителя Знаний. Много терпения и много сил требовалось приложить, чтобы прийти к этому важному навыку. Каждый ученик анализировал себя до прихода в Школу, на первых этапах Учения, и даже теперь, по прошествии длительного для многих времени, послушание давалось сложно. 

Феликс первым прервал молчание, задав следующий вопрос.

— Хранитель Знаний, скажите, но откуда у человека берётся это своеволие? Ведь, если задуматься, человек всю жизнь непрерывно обучается. Он учится сидеть, ходить, говорить, всё слушает, всё перенимает с пелёнок. Все навыки приобретает, как ложкой суп есть и как читать, как считать. И с детства мы все слышим одно и то же: «Слушайся маму, слушайся взрослых, будь послушным». Я помню, что мне каждый год на День рождения все желали «быть послушным», и я всегда знал заранее, что мне пожелают взрослые. Но вот мы вырастаем и делаем всё наоборот. Перестаём слушать и быть послушными. Мы впервые когда-то говорим маме: «Нет. Я сам знаю, как надо сделать». Или нам взрослым говорят: «Слушайся Учителя!» А мы говорим «Нет» и делаем по-своему. Потом страдаем. Почему так?

— Потому что человек, по мере взросления, обрастает вредными привычками. Например, научился юноша курить на улице у друзей. Ему скажут: «Курить вредно, немедленно бросай!» Но уже привычка у него закрепилась. Он продолжает дальше смолить. Точно так же люди учатся объедаться, лениться, вредничать, психовать, закатывать скандалы и истерики. Дурной пример всегда заразителен. Поэтому даже если его чему-то хорошему учили, то лучше всего запоминается плохое, которое он сам увидел и перенял. Всякие невежественные вещи всегда быстрее и с лёгкостью усваиваются. А вот чтобы что-то хорошее усвоилось — требуется какое-то усилие приложить. А чтобы дурное что-то усвоилось — это без всяких усилий. Быстро обучился порокам, деградации, пить, курить, колоться — и начал деградировать, вырождаться, разрушать сам себя. Поэтому быстрее усваивается всё плохое и дурное.

Тут Хранитель Знаний увидел в глазах одной из учениц какую-то мысль, которая едва не слетела с губ.

— Ты хотела что-то добавить, Лана? — заботливо поинтересовался Он.

— Я просто подумала, Учитель, что это действительно так, — ученица была несколько удивлена элементарности такого важного открытия. — Читать книгу или применить какое-то Знание на практике — не просто. Надо потрудиться. В любых бытовых делах: вынести мусор, сходить за покупками, убрать дом, постирать вещи — везде надо прилагать усилия. Всё, что приносит нам пользу, требует усилий и Знаний. Чтобы заниматься каким-то спортом и преуспеть, надо много трудиться. Чтобы иметь хорошее здоровье, нужно следить за собой, много двигаться, много знать о том, как устроен наш организм, какие травы заваривать, какая пища подходит нам. А всё самое вредное даётся очень легко. Вот алкоголики: от них и требуется разве что уметь бутылку открывать, а больше нет спроса. Для курения надо и того меньше знаний — сигарету взял в рот и дыми.

Хранитель Знаний улыбнулся Лане и ответил:

— Точно, на что-то хорошее нужен труд, время и усилия, чтобы это усвоить. Например, когда какую-то профессию предлагают освоить — нужно потрудиться, усилия приложить. А чтобы пить научиться, какие усилия? Никаких усилий нет, чтобы себя уничтожить. Это очень просто, это легко — себя уничтожать. А чтобы чему-то доброму научиться, нужен труд, нужно прилежание какое-то. Поэтому всё дурное, гадкое и вредное быстрее усваивается, а всё хорошее — с трудом. Вот здесь и начинается послушание. Тогда человека ведут: «Делай так, так, так», и потихонечку выводят его из деградирующего состояния, в котором он пребывает, в которое больное общество его привело. Плохое окружение наградило его всякими дурными привычками, всякими пороками и глупостью. Вот так же, как блохи на собак, липнут на человека все эти гадости, и теперь от них надо избавляться, и послушание может в этом помочь. 

Из мягкого стёганого пледа вновь высунулась рука Сабрины.

— Учитель, очень часто люди воспринимают послушание как подчинение воле другого человека, и это считают проявлением слабости. Почему-то в обществе сильно муссируется этот принцип, что «Если тобой кто-то командует, значит ты слабак и тюфяк». Хотя на деле, наоборот, чтобы подчиниться воле другого — большую силу нужно иметь. Даже в «Лествице» одной из первых ступеней на Пути к духовности является «Послушание». Там есть такое разъяснение, что нужно встать под волю другого человека, особенно, если это духовный Наставник, духовный Учитель. И если человек принимает такое серьёзное решение, значит он поистине сильный, потому что это способность сильных людей. Можно сказать, что если ты сознательно идёшь на послушание, то это усилие такое — принять послушание.

Мудрец охотно закивал в ответ, радуясь направлению заданного вопроса. Учитель ликовал, когда пытливые умы Его учеников в ходе размышлений, опираясь на уже полученные Знания, сами добирались до важных сакральных Истин.

— Конечно! — отреагировал Он. — Слабый человек всё слабо делает, и слушается он слабо. Он всё время думает, как бы ему полениться, да поспать — всё время настроен на то, как бы пороки его не вылезли наружу и стали видны окружающим. Он слабак — у него все мысли слабые, воля у него слабая, каких-то устремлений у него сильных нет, нет внутреннего стержня. Поэтому он и слушается плохо. Ему вроде говорят, что делать, а он головой кивает, а делает всё по-своему, как побыстрее, да попроще. В результате потом приходится долго всё исправлять за него. Такие люди очень плохо обучаются, потому что во всём проявляется их слабость. А сильный человек привык себя в руках держать — он привык себя контролировать, у него есть стержень, какие-то сильные устремления. Если он за что-то уж и берётся, то делает это хорошо, до конца дело доводит. Например, взялся учиться — он уже доучится до конца, нормально всё усвоит. А слабый человек будет делать всё через пень-колоду, потому что тут ему лень, тут у него нет сил, тут он спать захотел, тут ещё что-то у него случилось. И везде у него всегда какие-то причины возникают, только чтобы отложить или не делать вообще: и в обычной жизни, и в плане обучения точно так же. В обычной жизни он не может ни денег заработать, ни в доме что-то сделать он не способен, себя в порядок привести он не может. Во всём он становится вот таким бесполезным фактически.

Молниеносно взметнулась рука Алана. Мужчина нахмурил брови, отчего на лбу сразу образовалась глубокая морщинка.

— Учитель, здесь сразу приходит в голову образ бомжа с улицы. Очень часто моя жена таким бомжам даёт мелочь, проходя мимо, покупает какую-то еду им, если просят. Ей их жалко. А я, сколько ни думал об этом, не могу никак к ним почувствовать жалость. Ведь если у этого человека есть руки и ноги, значит, у него есть жизнь, и он может её изменить! — Алан невольно сжал руки в кулак, но быстро расслабился, отпустив лишнюю эмоциональность. — Просто это банальная лень. Он сам себя жалеет, и ему лень что-то менять. Вот такие и есть слабые люди. Они слишком слабые, чтобы собрать волю в кулак и заставить себя как-то приводить свою жизнь в порядок. Скорее всего, по этим причинам они и становятся бездомными бродягами, что, даже имея когда-то дома и семьи, они просто не могли в обществе коммуникации строить так, чтобы быть полезными себе и другим, чтобы их за что-то ценили и уважали. Если тебя ценят и уважают, разве станешь ты когда-нибудь бомжом? Конечно нет.

Учитель поддерживающе выслушал Алана и кивнул в ответ на его искренность:

— Хороший пример, Алан. Действительно, все бомжи на улице — это самые слабые люди. Сильный человек — за что ни взялся, всё нормально сделал и до конца довёл. Потому что он сильный и привык себя в руках держать, себя контролировать, и стержень внутренний у него есть. Что решил, то и делает — и делает до конца. В любой профессии, в любом деле, сильный человек доводит всё до конца, до результата, а слабый — бросает на полпути или не начинает вообще, оставив на уровне идей. 

И вновь ученики замолчали. Звёздное небо над головой казалось непостижимо глубоким, а аромат дикоросов и горных трав наполнял воздух тонким целебным купажом. Шуршащие листья на деревьях и треск костра создавали гармоничную мелодию. Жизнь прямо здесь и сейчас казалась самой настоящей. Хранитель Знаний с удовольствием наблюдал, как сердца Его учеников наполняются возвышенными эмоциями. Их глаза горели, отражая искры очага, а души улетали куда-то вверх к звёздам, постигая в эти минуты безграничный тонкий план, в котором приходило осознание всего, что говорил Учитель.

Сгенерировав новый вопрос, руку вновь подняла Лана:

— Учитель, вопрос послушания очень непростой. У него много граней. Вот, например, бывает такое, что человек готов слушаться, но только при условии, что понимает, что, зачем, и почему. А если что-то ему непонятно, то сложно следовать слепо за кем-то, полностью доверившись. Вот, например, группа туристов совершает восхождение в горы. Они идут поэтапно выше и выше. А потом инструктор им говорит: надо спуститься назад, на двести метров, и там лагерь разбить. Людям сложно понять, почему назад надо идти, если они уже так высоко поднялись. Эти двести метров было сложно пройти, и до вершины осталось немного, а тут опять надо спускаться вниз. Новичкам в горах сложно понять про акклиматизацию, но как это сильно важно — просто довериться гиду и идти вниз. Это же тоже послушание? Но очень сложно просто доверять и идти. Хочется выяснить почему, зачем, что будет, если не акклиматизироваться? Я на таком примере хочу сказать, что человеку нужно понимание, но не всегда оно есть. Но, может быть, оно и не всегда нужно для послушания? Нужно ли понимание для послушания при каких-то задачах?

— Понимание нужно, — однозначно подтвердил Хранитель Знаний. — Поэтому человек должен спрашивать. Бывает, конечно, так, что человек просто буферирует, что он ничего не понимает. Ему уже объясняют в двадцатый раз как, что, и почему. Объясняют туристу про акклиматизацию, про горную болезнь рассказывают, а он своё заладил: «Я не понимаю!» То есть просто как буфер использует, что он не понимает, поэтому не может что-то делать. А если человек действительно хочет понять и разобраться, то это прекрасно. Тогда ему объяснят и про горную болезнь, и про атмосферное давление, и про то, как это выражается, и что организм у всех разный, и группа разделиться не может. Если кто-то один плохо акклиматизировался — спускаются все. И тогда всё будет понятно человеку, и с чем большим пониманием он будет что-то делать, тем лучше будет его результат. Он всё поймёт, и без проблем группа спустится на площадку пониже, пройдёт акклиматизацию и на следующие сутки спокойно поднимется на вершину полным составом. Поэтому очень хорошо делать всё с очень глубоким пониманием. Это не должно быть буфером, как многие прикидываются дураками.

— А что, дураком быть удобно, — засмеялся Алан. — Вот дают тебе какую-то работу, говорят, как и что надо сделать, а ты прикинулся дураком и заладил: «Ой, ничего не понятно, очень сложно, и вообще неправильно вы мне объяснили, объясните по-другому…»

— Это точно, — иронично смеясь, поддержала Мия. — Пока ты там «репу» чешешь, проще за тебя всё сделать тогда, чем объяснять сотню раз одно и то же. Бывали у нас такие, проходили.

Мудрец широкой улыбкой отреагировал на комментарии учеников, а затем продолжил:

— Поэтому настоящее понимание — это когда человек действительно хочет понять, разобраться, ему объясняют, что к чему, и он заинтересован, впитывает информацию, всё спрашивает. А есть такие вот «шуты» глупые, которые специально буферируют, строят из себя дураков, непонимающих ничего. Уже двадцатый раз им всё объяснили, а они не желают понять, хотя всё прекрасно понятно. Просто буфер непонимания. Бывает и такое, что человек действительно не понимает. Но по нему всё равно будет видно, что он хочет докопаться до Истины, хочет понять: «Что же такое вы мне объясняете?» Он будет дополнительные вопросы задавать, всё переспрашивать и уточнять, пока во всём не разберётся сам. Это тоже непонимание, но другое. А буфер — это когда человек и не хочет ничего понимать, просто прикидывается дурачком, чтобы от него отстали. Надо уметь различать эти два вида непонимания.

Следующий вопрос приготовилась задать Алессия. Вверх поднялся шуршащий рукав ярко-красной куртки. Молоденькая девушка из Молдавии с ярко-очерченным каре и остреньким носиком вопросительно взглянула на Мудреца.

— Скажите, Учитель, а ещё такой есть буфер, когда человек «избирательно послушный». То есть, например, Учителя он слушает, каких-то старших слушает, кого уважает, а другие все — для него глупцы, не знающие Истины. Вот если Учитель ему говорит что-то сделать, он делает. А как другие просят, так он может и вовсе проигнорировать, — было ясно, что девушка имеет в виду какой-то очень конкретный пример из жизни. — И в поведении это очень проявляется. Очевидное уважение к одним и полное пренебрежение к другим. Как этот буфер сломать, и что это такое вообще? 

— Человек должен понять, что мы находимся в единой системе. Учитель не будет за его спиной стоять и говорить, что ему делать. Учитель пошлёт старшего, старший пошлёт своего помощника, чтобы донести Истину от Учителя. Да, помощник что-то там ему говорит, что надо делать. Но всё это всё равно идёт от Учителя. Потому что это одна общая система. Здесь не может быть «сломанного телефона» в том, что Учитель что-то сказал, а другой как-то по-своему передал искажённо, а третий вообще от какого-то чёрта или демона ерунду в итоге наговорил. Такого нет. В единой системе не может быть разнобоя. Всё, что идёт от Учителя, через старших передаётся младшим, помощникам и т.д. И воля Учителя вот так передаётся от одного к другому. Вот поэтому если мы любого человека в Эгрегоре слушаем, который весть благую нам передал от Учителя, то значит это хорошо, это от Учителя всё идёт. Не от чертей каких-то. Ученик может подумать, что, если бы сам Учитель бегал, говорил ему постоянно, что делать — он бы слушал. А вот если кто-то младший говорит — можно, значит, и не слушать, значит, ерунда. Нет. Это тоже такой буфер, как ловушка. Думая так, этим он сам опять же потакает своим порокам, потому что если ему скажут: «Надо изменяться, надо правильно себя вести, надо что-то делать», — то это всё сложным будет ему казаться и будет требовать усилия прилагать. И начнётся отрицание и торги. Тогда он начнёт буферить, придумывая такие оправдания, мол: «Это не Учитель сказал, значит, не буду слушаться и выполнять». На самом деле это просто лень начнёт говорить за него. Ничего, кроме деградации, такие буфера не принесут.

— А когда здесь надо включать разумность, Учитель? — продолжила спрашивать Алессия, не до конца разобравшись в вопросе. — Бывают такие моменты, когда тебе говорят что-то, но ты сомневаешься в разумности услышанного. Например, сказали делать какую-то практику, а тебе кажется, что это противоречит правилам Учителя. Как надо поступать в эти моменты?

— Безусловно, должна быть разумность, — согласился Хранитель. — Кто-то может ошибиться, да, при передаче информации. Если почувствовали, что что-то неправильно делается, взяли и сообщили Учителю, спросили: «Что-то странное говорят. Может, человек ошибся или что-то неправильно понял?» Такое тоже ведь бывает, что он что-то не так передаёт, что-то исказил, забыл или как-то по-своему передаёт. Тогда Учителю позвонили и уточнили, или старшим позвонили и уточнили, так ли это на самом деле или как-то надо по-другому. Если у нас есть желание сделать дело хорошо, тогда это правильно. Мы уточняем, чтобы дело сделалось хорошо. А если это буфер: «Мне младший сказал… Что он там может знать? Я сам всё лучше знаю!» В этом случае он буферируется просто, чтобы никого не слушать, показаться умнее других и продолжать разрушать своё духовное начало. 

— Понятно, значит, это зависит от твоего отношения. С каким намерением ты хочешь уточнить что-то у первоисточника, — подытожила Алессия и передала слово Сэму.

Сэм задумчиво пригладил свою длинную бороду. Часть её была украшена в центре специальным металлическим кольцом, в скандинавском стиле. Такой необычный аксессуар придавал его брутальному сильному образу некую таинственность. Имея внушительный рост и крепкое телосложение, он, пожалуй, вполне мог сойти за настоящего викинга.

— Учитель, есть ещё такой буфер, когда человек сам себе ставит жёсткие границы и сложные задачи и держит себя «в узде». Такие люди к себе очень строги и слишком требовательны. Один такой мой знакомый мне говорил: «Я себя сам во всём контролирую. Вот и раньше я мясо не ел, постился, сладкого не ел, поэтому я лучше себя знаю и знаю, как мне себя к чему-то приучить». Правильно я понимаю, что это, на самом деле, глупость? Потому что самое важное — это преодолеть вот этот культ самого себя и этой слепой веры в себя, и надо приучать себя именно к послушанию, учиться делать так, как тебе говорят? Потому что иначе, рано или поздно, ты всё равно слетишь на какую-то колею, когда чертей начнёшь слушать. А самое главное послушание — это быть послушным воле, дисциплине, потому что так сказал Учитель. И самое страшное — это быть непослушным. Самоволие — это непослушание?

Мудрец одобрительно взглянул на ученика, слова которого были полны искренности и любви. Его суровый образ берёг внутри чувственное сердце, стремящееся к Знанию.

— Да, Сэм, ты прав, — ответил ему Хранитель через секунду. — Потому что, например, «Я лучше знаю, как поститься». Вот человек больше сорока дней, например, голодал, в строгом посту. Он проявил своеволие, например, в этом. А в следующий раз он решил быть ленивым и тоже в этом находит для себя что-то важное, начинает это как-то по-особому позиционировать. Например, говорит: «Мне нужно отдохнуть от всего», или «У меня сейчас такой период, я очень устаю, мне нужно очистить сознание». И вот такими глупостями начинает себя оправдывать, но с видом знатока, очень уверенного и своевольного. Вот поэтому если он непослушный, то он может знать, как поститься, а в чём-то другом он ничего не знает и начинает опять свою глупость проявлять, придумывать что-то, изобретать велосипед. Но здесь ещё важно узнать Истинные помыслы в том посту, который этот человек держал. Почему он постился? Может, фигуру хотел стройную, хотел понравиться кому-то. Ради этого он постится, в спортзал ходит. А другой человек, к примеру, заболел раком, напугался своей смерти и начал поститься. Здесь уже другая причина. То есть надо смотреть мотив: с каким мотивом он постился? Мотивы могут быть основаны на страхе, на стремлении самовозвыситься, ещё на чём-то. А единственный мотив для начала поста — это понимание того, что надо очистить тело и душу. Должен быть святой настрой для поста. А все эти мирские настрои: чтобы понравиться, фигуру сделать, или страх болезни, или страх ещё чего-то — все они ложные. Результат такого поста тоже не будет благим — он не будет являться очищением души. 

Поэтому надо, чтобы человек правильно всё делал, в правильном настрое, с правильным состоянием. А если он уже настроен на самоволие, то, скорее всего, у него будет такое дисгармоничное негативное состояние. 

— Любимый Учитель, — слово взяла Микаэль, которая, по воле Хранителя, путешествовала по миру, передавая помощь людям в самых отдалённых уголках Земли, включая их в Великое Знание. — Очень часто мы встречаем людей, которые настроены на самоволие. Святое состояние в них не присутствует, а, наоборот, они становятся вредными, обидчивыми, полными негатива. Когда они начинают что-то делать, то результат получается такой же плохой, как и их внутреннее самоощущение. Послушание говорит нам о том, что человек в правильном, гармоничном, возвышенном состоянии находится. А тот, кто не принимает послушания, обычно, наоборот, пребывает в хаотичном, негативном расположении духа. А из этого состояния, что бы он ни делал, всё будет получаться таким же дисгармоничным и даже разрушительным. Правильно я вижу, что такие люди не смогут быть хорошими помощниками?

— Да, если такой человек и поможет на первом этапе, то потом он больше навредит своим самоволием, если не будет сознательно бороться с этой негативной чертой. 

Развёрнутый ответ Учителя отозвался в сердце каждого, кто его услышал. Не было среди учеников такого, чей духовный путь ни был бы запятнан непослушанием и самоволием. Научиться не поддаваться этим порокам было серьёзной задачей. Поэтому с таким трепетом и благоговением ученики вслушивались в каждое слово, стараясь уловить суть, ещё больше приближаясь к душевной чистоте. Размышляя об этом, одна из учениц — Мари — задала вопрос.

— Учитель, я вижу, что у меня проявляется непослушание. Сейчас я проанализировала свои поступки за последнее время и поняла, что много в чём оно проявлялось. И хочется вроде остановить этот процесс, но как? Наше воспитание уже заточено на то, чтобы не слушаться. С детства хочется во многом идти наперекор родителям, учителям, обществу. Для того чтобы сойти с этой колеи, нужна воля. Где нам взять силу, чтобы останавливать этот процесс, Учитель? Чтобы научиться это делать, нужно ведь время и силы? Как это сделать? 

Девушка выглядела озадаченной. Мари в прошлом дорогой монетой оплатила своё своеволие и теперь очень хотела научиться владеть навыком послушания, чтобы снова не допускать ошибок.

Мудрец с сопереживанием и добротой посмотрел на ученицу. В Его глазах она увидела ясный луч надежды, исцеляющий, дающий Знание и греющий душу. Этот взгляд давал уверенность в том, что всё возможно, стоит лишь слышать и слушать Великого Хранителя Знаний. Он начал инструктировать Мари, как правильно отрабатывать этот навык.

— Надо ярко представлять какие-то ситуации. Например, представлять, как вам что-то говорят, и вы сразу начинаете это исполнять. От того, насколько ярко и живо вы будете рисовать это в своём воображении, зависит реальная картина. Всё будет получаться ровно так, как вы представили. Это может быть связано с тем, что в детстве люди считывают паттерны поведения взрослых. Ребёнок видит, как взрослые самовольничают, спорят друг с другом до хрипоты, не слушают друг друга, поступают вразрез с общепринятым решением, всё делают по-своему. Или ребёнок из интереса пробует, что будет, если ему скажут так, а он сделает иначе, по-своему. И если это приводит к какому-то «позитивному» результату, он берёт эту модель за основу и привыкает не слушаться. 

— То есть, Великий, надо ярко себе воображать, представлять, как мы правильно и хорошо поступаем, проявляя послушание, и стараться представлять те эмоции и ощущения, которые будем при этом испытывать. И тогда удастся перестроиться?

— Именно так, Мари. Здесь всё дело в нашем воображении: что мы сами себе говорим, что мы сами представляем, так и начинает происходить в реальности. Поэтому ярко представляйте свои правильные реакции в своём воображении. Проговаривайте правильные мысли сами себе, в хорошем Светлом состоянии при этом старайтесь находиться, и тогда всё будет получаться. 

Руку вновь подняла Алессия.

— Учитель, часто люди Богу молятся о смирении. И я молюсь тоже. И мне сейчас кажется, как будто я в «смирение» схожее определение вкладываю. Как будто это сильно похоже на «послушание». Это одно и то же, или я неверно понимаю смысл этих слов?

Учитель словно ждал этот вопрос. Он молниеносно среагировал просветлевающей улыбкой на вопрос ученицы и послал ей поток благословляющей энергии. Затем Он ответил так:

— Да, без смирения невозможно послушание. Человек должен всегда стараться быть в смиренном состоянии. Что значит «в смиренном»? То есть когда человек принимает, что всё вокруг него есть Бог. И Бог с ним говорит через обстоятельства, через ситуации, пытается что-то ему донести, чему-то пытается обучить. Человек пытается это всё принять и понять, с благодарностью. Он хочет понять, почему именно вот так мир устроен, для чего Бог вот такое что-то говорит. Настоящее смирение возникает у человека, когда он пытается понять замысел Божий в тех ситуациях, обстоятельствах, которые его окружают. А если он всё время против, всё время в роли «белой вороны» находится: что бы ни увидел — всё не так, всё не нравится, кругом видит изъяны, всегда знает, что надо сделать по-другому. Такой человек не пытается разобраться и понять, почему обстоятельства именно такие, почему события идут именно таким чередом? Он просто против всего, всё отрицает и ничему не может научиться, ничего понять. Настоящее смирение приходит тогда, когда мы понимаем, что во всём Бог: «Бог сейчас со мной говорит, что Он хочет мне сказать? И я должен это попытаться услышать, попытаться это понять» — и тогда мы находимся в правильном состоянии смирения. То есть мы в мире со всем миром находимся. С миром, — выделил Мудрец многозначительной паузой. Ученики захлопали глазами, с удивлением обнаруживая такую очевидную, как оказалось, этимологию слова.

— Смирение значит «с миром», — вновь подчеркнул Учитель. — То есть в мирном, спокойном, открытом состоянии находимся. Если мы в таком состоянии пребываем, тогда то, что нам говорит Бог, мы быстро слышим, быстро понимаем, сразу это сможем выполнить или применить. Приходим в послушание перед самим Богом тогда. А если в нас эгоизм, какое-то своеволие, обида и негатив действует, тогда человек ничего не может принять. Всё, что происходит, раздражает его, выводит из равновесия, он везде видит неточности и несовершенства. Вот такое гнусное состояние негатива, отрицание, какой-то постоянный спор, недовольство, которое тяжким грузом висит и на всех вокруг распространяется — вот это называется отсутствие смирения. В таком состоянии человек всё воспринимает остро, через призму негатива, какой-то тоски, печали или злобы. Он сразу всё воспринимает как-то по-своему, по-дурному и ничего не понимает, не видит, кроме своих заблуждений. 

Феликс подкинул в костёр несколько свежих толстеньких поленьев и, воспользовавшись паузой, спросил:

— Великий, вот вы описали образ человека, который не может прийти к смирению, и мне он сразу в воображении предстал таким заносчивым, лицемерным, слишком большого мнения о себе. Можно ли по итогу ваших слов сказать, что тяжелее всех прийти к послушанию и смирению тем людям, у которых гордыня больше? Ведь, по сути, духовный путь подразумевает избавиться от эго. То есть нам уже сознательно нужно принимать решение о послушании, смирении для того, чтобы нас, как эго, как личности, не осталось, чтобы просто быть в Боге. И чем больше у человека чувства собственной значимости, тем сложнее ему послушаться.

— Конечно! — активно закивал Мудрец. — Всё верно. Если сильный эгоизм у человека, тогда он никого не может послушать — все ему кажутся вокруг неправыми, недостаточно умными, чтобы к ним прислушиваться. Такой человек мнит себя каким-то особенным, наделённым талантами, интеллектом, чуть ли не Суперменом. Что ему ни предложи, он сам всё знает и знает так, что его идея в сто раз лучше ваших предложений. Хотя на самом деле у этого человека может и не быть каких-то особых знаний. Тогда, естественно, он ничего и никого не может послушать, потому что чувство важности из него так и прёт. Он думает, что сам всё лучше понимает, лучше разбирается, но при этом остаётся глупцом и невеждой, с большим самомнением. Но, если появляется чувство важности, значит, скоро будет и самосожаление. Потому что это чувство важности раздувается всё больше, а потом, раз, кто-то говорит: «Так ты же дурак!», — Учитель громко хлопнул в ладоши, имитируя лопнувшую надутую грелку, и эхо разлетелось далеко в горное ущелье. — И тогда человек начинает жалеть себя, расстраиваться. Таким образом, чувство важности — источник всех негативных эмоций. 

— А эгоизм? — вдруг уточнила Лана.

— И эгоизм так же. Тоже в эту категорию относится. Потому что только человек раздул эгоизм, это чувство важности своё, как любая мелочь его выводит из себя. Любая мелочь становится источником негативных эмоций. Потому что очень сильно на себе человек зациклился. Человек становится очень неразумным, глупым, совершает всякие необдуманные поступки, потому что он в таком обособленном состоянии замкнут на себе. В этом состоянии сложно что-то понять и осознать. А когда человек, наоборот, растворяется в мире, открывается, о себе забывает, тогда он в гармоничном состоянии будет находиться и всё будет правильно, хорошо воспринимать. А всё от того, что он не воображает себя Супергероем, а думает наоборот: «Я Проводник Бога, я просто пустой сосуд, и Бог наполняет меня своим Светом!» Вот если он так думает, что он просто Проводник Божественного Света, излитого свыше, тогда он в хорошем гармоничном состоянии будет пребывать. В таком благостном состоянии человек сливается со всеми окружающими людьми и находится в мире, в смирении, покое, благодати, потому что забыл о себе и начал растворяться во всём окружающем.

Учитель закончил свою мысль, и благодарные ученики нежились под сенью последних сказанных слов о Божественной благодати. Здесь, в высокогорье, присутствие Бога ощущалось особенно чётко. И ещё больше ощущалась Его вездесущесть, сила и всепрощение.

Ученики поёжились. Жар костра щипал их счастливые лица, но их спины начинала обдавать ночная прохлада. Ранний утренний подъём обязывал расходиться по палаткам, чтобы предаться сну. Хранитель Знаний, тем не менее, позволил зеленоглазой Софии задать последний, на этот вечер, вопрос.

— Да, я ещё хотела сказать, Учитель, — спешно начала София, — что послушание так же важно, чтобы выстроить отношения Учителя и ученика. Потому что если не будет послушания, то как Учитель может слепых, глупых привести к Богу? Надо себя, получается, вверить Учителю, просто довериться и отдать всего себя? И тогда всё, что будет говорить Учитель, будет восприниматься как призыв к действию? А кого ещё слушаться? Больше некого слушаться. Вот эти отношения очень важны. Нужно не разрушать, а укреплять своим послушанием. Верно?

Мудрец оглядел ученицу ласковым взглядом, полным безусловной любви.

— Ну, конечно, — проговорил Он мягким голосом, — человек должен понять, что он сам по себе может наделать много глупостей. Надо так рассуждать: «Страшно представить, что я сам по себе могу сотворить! В лучшем случае буду просто лежать, ничего не делать, а если начну что-то делать, то это будет полный сумасшедший дом происходить». Вот когда он увидит эту реальность, то испугается самого себя и подумает: «Что я сейчас натворю, что там наделаю? Как же быть? Надо найти какого-то мудрого человека, чтобы он мной руководил и меня в правильную сторону бы вывел!» Он находит Учителя, и Учитель уже тогда его ведёт. И здесь главная задача ученика — проявлять послушание, чтоб идти в нужную сторону. Но как только он потерял послушание, так черти, демоны, лярвы из него полезли со всех сторон, и заставляют его делать одну глупость за другой. Одна глупая ситуация за другой начинает происходить в его жизни, и он идёт к полному разрушению. Поэтому человек должен испугаться такого деградирующего своего состояния, срочно найти Учителя и начинать Его слушаться. Чтобы Учитель вывел его из слепого состояния и привёл к хорошему, гармоничному, возвышенному самоощущению. Чтобы в этом новом лучшем состоянии он мог избавиться от лярв и пороков, которые им руководят.Закончив мысль, Учитель сложил руки у груди, в молитвенном жесте. Его ученики последовали за Ним. Под трели неизвестных редких птиц, шуршание высокогорных трав и далёкий слабый гул чистого источника, Мудрец прочёл вечернюю молитву. Закрыв глаза, послушники, на удивление, словно продолжали видеть каждую веточку окружающих деревьев, и каждую из бесчисленных звёзд на небесном полотне. Зрение, слух и обоняние — все чувства мигом обострились, создавая гамму невообразимых эмоций, вызванных созерцанием Божественной природной красоты.

Ученики поклонились Хранителю Знаний и последовали в свои палатки. Ночь у подножья скалистых гор была столь же полна спокойствия, сколько можно было его отыскать в мудрых ясных глазах Великого Мастера.

 

Основные тезисы:

  1. Послушание превыше поста и молитвы. Не имея послушания, человек стремится всё делать по-своему. Переставая слушаться старших по иерархии, он взращивает свой эгоизм, теряя духовность. Невозможно научиться молиться или поститься правильно, если делать это на свой лад.

  2. В любом деле сильный человек доводит всё до конца, а слабый — бросает на полпути. Для послушания требуется иметь большую внутреннюю силу. Только сильный духом может подчиниться воле другого, оставив своё «Я».

  3. Если человек что-то не понимает, то у него возникает либо желание разобраться, либо буфер. В первом случае человек прилагает усилия, чтобы изучить и понять. В случае буфера человек оправдывается и прикрывается обстоятельствами, не хочет совершать усилий.

  4. Если человек не ест из вредности, то это не считается постом. Мотивацией для правильного поста является желание очистить тело и душу, чтобы приблизиться к святости.

  5. В послушании должна быть разумность. Всегда должно присутствовать понимание, что человек делает и для чего. Если что-либо вызывает сомнения, необходимо уточнить у старших по иерархии.

  6. Для того чтобы обучиться навыку послушания, нужно ярко и чётко представлять образы послушания в голове. Как правильно поступать и какие эмоции испытывать при этом.

  7. Без смирения невозможно послушание. Смирение — значит «с миром» всё принимаю, принимаю, что всё вокруг есть Бог.

  8. Чувство собственной важности и эгоизм — источник всех негативных эмоций. Когда человек зацикливается на себе, он начинает видеть недостатки везде, погружается в состояние раздражения и недовольства.

 

 

➿➿➿➿➿➿➿➿➿➿
📚 Глубокие знания в лучших книгах мира
🔮 Смотрите анимационный шедевр, который раскрывает тайны человечества

🪬 Найдите свой Амулет Силы
😇 Пройдите индивидуальный обряд
💃 Откройте сакральные женские практики на живых занятиях.
Регистрируйтесь по ссылке, и мы свяжемся с вами ❤️